Что я узнал в марте-2024

Это ежемесячный пост формата «Today I Learned» — в нем я перечисляю интересные новости, цитаты или факты, попавшиеся мне за месяц. Темы произвольные.

Фото месяца — тигор из белградского зоопарка:

Видео «Гарретт Джонстон: доллар по 15 рублей, бизнес — не про деньги, высокие технологии в России»

Интересный взгляд на будущее российской экономики с точки зрения конкурентных преимуществ и технологий. Чересчур оптимистичный, я бы сказал.
Есть интересное про цифровые рубли — недавно я искал информацию о том, зачем они, и не понял. Гарретт неплохо объяснил один из кейсов: цифровые рубли можно выпустить и отдать дешевле номинала каким-то конкретным отраслям или даже компаниями, т. е. понизить ключевую ставку конкретно для них, а не для всей страны. Я сделал вывод, что для обычных людей ничего не изменится, просто еще один безналичный кошелек появится.

Евгений Казначеев про презентацию чисел

Пост на канале Евгения: https://t.me/qetzal_1up/1133

Пост про то, как правильно готовить и презентовать информацию, выраженную в числах — довольно базовый, но если бы эту базу все знали, то и пост был бы не нужен.

Цитата:

Две главные идеи:

  1. Когда хороший руководитель смотрит на число, то он/она всегда задаёт вопрос: — Всё хорошо? Должны ли мы продолжать делать то, что мы делаем и побольше? — Всё плохо? Должны ли мы как-то изменить наш курс?
  2. Факт или число сами по себе не значат ничего. А иногда могут даже повредить: они создают фальшивое ощущение понимания ситуации.

Целиком читайте в канале Евгения.

Видео «„Все хотят свободной дискуссии“. SHORTPARIS в Онеге: необыкновенный концерт у Полярного круга»

Мне нравится группа Шортпарис — музыкой, эстетикой, посылом. Инфоповод для видео интересный: группа дает бесплатный концерт в г. Онега (Архангельская область) с целью послушать фидбек онежан, крайне далеких от петербургского эстетства. Посетители концерта максимально характерные для Онеги, хотя среди них есть вполне себе неформальная молодежь. Фидбек ожидаемый: а чего вы танцуете как эти, а чего у вас слова не разберешь, ну и так далее.

Ксения Собчак не просто берет интервью, а полноценно участвует в концерте: объявляет номера, помогает с публикой, берет комментарии у зрителей. В перерывах — беседы с Николаем и музыкантами (вместе и по отдельности) в комнатках на задворках ДК, ледяные пейзажи Архангельской области и живописания местных особенностей.

Получилось не совсем интервью, не совсем репортаж — экскурсия в провинцию (в хорошем смысле) с разговорами о важном.

Вебинар Анны Лубенченко про управление своим рабочим ресурсом

пост Анны: https://t.me/selfdiscipline/53

Анна рассказывала про несколько практик и лайфхаков из своего курса «Моделирование и собранность» (часть программы ШСМ). В основе подхода — Tame Flow Стива Тендона, который вырос из Теории ограничений.

Делай эти три вещи и спина продуктивность не будет болеть:

  1. Проведи аудит времени и пойми, сколько у тебя «компетентных человекочасов» в день есть на самом деле
  2. Чередуй работу в фокусе и отдых (помодоро)
  3. Проведи аудит встреч и прибей ненужные
  4. Создай бэклог задач, новые задачи вешай в очередь, а не бросайся сразу делать
  5. Оцени соотношение плановой и стихийной нагрузки.

Все по отдельности вроде капитанско-очевидное, а на самом деле — мало кто делает. Я вот провел аудит времени и понял, что у меня на сосредоточенную работу в день уходит максимум 2-3 часа.

Видео «Annie Jacobsen: Nuclear War, CIA, KGB, Aliens, Area 51, Roswell & Secrecy | Lex Fridman Podcast»

Ютуб: https://www.youtube.com/watch?v=GXgGR8KxFao

Лекс Фридман поговорил с Энни Якобсен — журналисткой-расследовательницей и писательницей. Энни рассказывает про массу интересных тем — от того, как устроен атомный потенциал США, до инопланетян в Зоне 51 (которых там нет, зато есть кое-что другое).

Хайлайты:

  • У США есть т. н. «ядерная триада» — баллистические ракеты в пусковых шахтах, ракеты на ядерных подлодках и бомбы для бомбардировщиков; у России помимо этого есть еще передвижные ракетные комплексы
  • Боеголовок у США примерно 1700; у России примерно столько же
  • Противоракетная оборона США — это всего 44 ракеты, каждая из которых сбивает баллистическую ракету с вероятностью 50%; ну то есть при пуске ПРО собьет примерно 22 ракеты — из 1600 возможных. Это крайне странный момент, и Энни про него так и говорит: мол, США всегда рассказывает про «противоракетный щит», а щита-то и нет толком, если разобраться
  • Ракета из России (я не понял только, из какой точки России) до Нью-Йорка долетает за 28 минут; засечь ее можно только в первые шесть минут полета, пока она на подходящей высоте; сбить ее можно только на нисходящей части траектории
  • Система раннего детектирования США засекает пуск ракеты с помощью спутников; спутник палит пуск по светотепловой сигнатуре, передает сигнал в центр мониторинга, после чего у президента США есть шесть минут на принятие решения — пулять в ответ или нет. Первая часть решения — это решить, куда бить и в каком количестве; вторая часть — понять, сколько людей после ответного удара по выбранным точкам погибнут на горизонте минут, часов, дней, недель, месяцев и лет. Для второй части решения есть специальная роль — Weather Officer, его задача максимально быстро объяснить президенту погодную ситуацию в местах, куда ударят ракеты США.
  • Инопланетян в США нет и не было (ага, а Цукерберг?)
  • ЦРУ занимались убийствами по всему миру во время и после холодной войны; умеют они это очень хорошо, операции готовят качественно, причем иногда совершают чужими руками и остаются в тени; Энни рассказывала про ликвидацию какого-то восточного террориста-командира силами Моссада — о том, что операцию готовили в ЦРУ, стало известно лишь недавно. Группа, ликвидировавшая Бен Ладена (про это есть кино Zero Dark Thirty), тренировалась в полной секретности, а на время операции была обезличена: с оружия были сбиты серийные номера, тегов и табличек с именами на бойцах не было — чтобы можно было все отрицать в случае захвата группы.

Игра Control

Шутер с паранормальными способностями и интересным сеттингом от создателей Max Payne и Alan Wake.

Сеттинг — что-то среднее между «Секретными материалами», «Потерянной комнатой» и лором SCP. Дело происходит в «Старейшем доме» — офисе Федерального Бюро Контроля в Нью-Йорке. Бюро занимается изучением и контролем паранормальных явлений: зачищает городки и деревеньки, где произошла какая-то дичь, и экспроприирует объекты с паранормальными свойствами. Мы играем за Джесси Фейден — девушку, которая прибывает в Старейший дом в поисках своего пропавшего много лет назад брата. Периодически Джесси будет советоваться с вселившейся в нее паранормальной сущностью по имени Полярис, которая и привела ее в Бюро.

Я не играл в Alan Wake и наверстывать не стану, но немного читал про лор — у Remedy в основных играх действие происходит в одной вселенной. Макс Пейн — персонаж одного из романов Алана Вейка, сам Алан писал рассказ про себя же в первой части, а Джесси из «Контроля» натыкается на отчеты о причастности Алана к паранормальным событиям в городке Брайт Фоллс. В одной сюжетной миссии Джесси «слышит», как Алан печатает и вслух проговаривает ее дальнейшие действия и опасности, которые ее подстерегают.

Все действие происходит в Старейшем доме, который внутри больше, чем снаружи («Дом листьев»?), постоянно меняется и при этом может открывать порталы в самые неожиданные места. Сюжет начинается, когда Джесси находит Старейший дом и обнаруживает, что там █████ — все захвачено другой паранормальной сущностью ██████, которую местные агенты называют «████». Поблуждав по пустым коридорам, Джесси находит труп предыдущего директора и подбирает его «служебный пистолет», становясь при этом новым директором. Интересная оферта, конечно.

Забавно, что в первый мой заход на «Контроль» вышел неудачным: зевая, я поиграл полтора часа и бросил. Сейчас у меня наиграно уже часов десять, и очень хочется пройти игру до конца: сюжет интересный, сеттинг прикольный, повествование построено грамотно.

Игра Trepang²

Идейный преемник старой игры F.E.A.R., прославившейся благодаря великолепным перестрелкам в рапиде. В Трепанге перестрелки очень хорошие, а все остальное — очень плохое: сюжета, лора и персонажей просто нет.

Вебинар Алексея Каптерева про фидбек

Алексей поизучал, что такое «фидбек» или «обратная связь» в бизнесе и образовании и провел небольшой вебинар на эту тему.

  1. Фидбек — это сообщение про ощущаемый зазор/дистанцию между реальным и воспринимаемым уровнями перформанса системы (Аркалгуд Рамапрасад, 1983); задача фидбека — изменить поведение адресата
  2. Фидбек бывает позитивный или негативный. Позитивный сообщает «все делаешь верно, продолжай», негативный — «ты делаешь не то, исправься». Задача фидбека второго уровня — сделать так, чтобы фидбек не требовался, т. е. чтобы адресат стал сам замечать зазор
  3. Фидбек в работе помогает, в обучении — не особо; это может быть связано с тем, что рабочие задачи бывают похожими/однотипными, а учебные — нет
  4. Фидбек может быть двух типов: formative (направлен на усиление или ослабление поведения) и evaluative (дает количественную оценку по какой-то шкале);
  5. Если фидбек дается часто — он не обязательно должен быть конкретным и подробным; если редко — то лучше подробный
  6. Лучше всего работает негативный самофидбек: когда человек сам разбирается с тем, что он сделал неправильно
  7. Социальные сравнения — работают (Вася сделал лучше, чем Петя), но разрушают тимворк и командную динамику
  8. Групповой фидбек неэффективен
  9. Если разделить всех людей, к-рые могут дать фидбек, на несколько ролей, то эффективность фидбека можно оценить так: сам себе, по принципу «оцени свою работу и скажи, в чем проблема»- работает лучше всего; supervisor (начальник, выше по иерархии) — работает очень хорошо; фидбек от тимлида и эксперта воспринимается хуже всего. Письменный фидбек работает только от авторитетов (сам себе или супервизор), тимлид и эксперт должны давать фидбек лично
  10. Хорошо работает комбинация каналов: прислать адресату график-таблицу сравнения, дополнительно написать, а потом еще голосом объяснить
  11. Пир фидбек и 360 вроде бы работают
  12. Люди хотят получать негативный/неприятный фидбек, но не хотят его давать
  13. Фидбек лучше всего работает, когда подчеркивает необходимость в изменениях
  14. Как давать фидбек: получить согласие от адресата; озвучить некоторый наблюдаемый факт; рассказать, на что этот факт повлиял; высказать предположение — что надо сделать или поменять; задать вопрос: ну чо?
  15. Хорошая культура фидбека (умение давать и принимать фидбек) приводит к незначительному повышению перфоманса и значительному снижению выгорания и стресса
  16. Факторы, коррелирующие с хорошей культурой фидбека: growth mindset; hope for change; psych safety; give/receive feedback best practices; ask feedback for feedback — «как тебе мой фидбек?».

Рабочие заметки

По работе осваиваю новый для себя домен, идет тяжело — никогда с финансовыми инструментами не работал в роли организатора. Зато продуктом на самом деле является процесс, или сервис, где софт — лишь небольшая часть.

Начал использовать несколько новых практик и артефактов:

  1. Табличка со списком людей. Строка — человек, столбцы — фио, компания (работаем с партнерами, важно указать), проект(ы), роль(и).
  2. Ведение журнала. Пишу туда в формате «день — событие — важные хайлайты события или встречи — мои мысли и выводы». По встречам — дополнительно записываю объекты четырех типов: люди (внести потом в табличку), термины (см. ниже), факты (объективные события), мнения/оценки (мнения касаемо предыдущих объектов).
  3. Список терминов, некоторые — с расшифровкой.
  4. Документирование проектных артефактов с разбивкой по альфам OMG Essence. Очень помогает разложить по полочкам.
    Сделаю отдельный пост с подробным описанием всего этого добра.

Короче

  • Гнезда аистов огромные и могут выдержать человека; самое старое гнездо наследовалось и служило птицам с 1549 по 1930 г.
  • «Эрцегрцог, вставайте! Пора ехать в Сараево!»; вот и мы съездили туда на визаран. Вся дорога от границы (Зворник) до столицы очень живописная. Реально, за два часа пути — горы, холмы, реки, леса (сначала лиственные, потом хвойные), какие-то поселочки, деревушки. Само Сараево видели совсем немного, в основном центр — рынок и небольшой район вокруг Латинского моста. Очень колоритный базар, вокруг базара — бары и кафаны. Население 375 тысяч человек, меньше Астрахани.
Отправить
Поделиться
Запинить